Отдельно следует подчеркнуть определенную запоздалость в развитии рынка ИТ-решений и сервисов для юристов именно в нашей стране. Примечательно, что в странах Евросоюза и в особенности США, число компаний, специализирующихся на разработке и внедрении юридического софта исчисляется десятками. Соответственно, можно смело предположить, что число пользователей такого софта исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч. В то время как в России до недавнего времени таких вендоров (производителей ПО) можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Так, например, одним из наиболее известных продуктов для юристов, относящихся к разряду персональных органайзеров (PIM), является ЮристАссистент.
В области автоматизации судебно-претензионной работы среди юристов популярны такие продукты, как «Программа учета судебных дел XSUD» и ПО «Учет судебных дел».
Для выполнения задач согласования и учета договоров широкую известность получили программа «Респект: учет договоров» на базе 1С, а также системы «Документ плюс» и «Кларис».
При этом основным заказчиком у вендоров специализированных ПО были не юридические отделы, а частные фирмы. На волне этого интереса широкую известность среди юридических компаний получил продукт ProjectMate. Однако до недавнего времени программного комплекса для
автоматизации корпоративных правовых отделов российских предприятий создано не было.
Ситуация начала принципиально меняться в 2013-2014 гг. Этот период ознаменован появлением сразу нескольких удобных сервисов и интересных, «умных» решений для юридических департаментов. Растущий спрос на новые качественные информационные и программные инструменты для оптимизации юридической работы начал постепенно удовлетворяться. Крупнейшие поставщики сервисных услуг в области права начали развивать уже существующие сервисы и выпускать новые.
- Во-первых, органичным развитием системы Электронного арбитражного судопроизводства, разработанной компанией Право.ру, стали сервисы Сasebook.ru и Сaselook.ru, включающие CasePro.
- ОАО «Дэшборд Системс» выпустило удобное и эргономичное решение, предназначенное для автоматизации работы корпоративных секретарей, а также одобрения корпоративных вопросов – Boardmaps.
- Ведущий производитель СПС - компания «Гарант», представила рынку новый инструмент «Гарант Аэро», с обновленным функционалом поиска, быстрых консультаций и ответов на типовые вопросы в области права.
- Продолжила развиваться Система Актион-диджитал, у которой появился новый сервис «Договоры», предназначенный для хранения и проверки договоров. Это приложение аналогично выпущенному приблизительно в этот же период сервису «Конструктор договоров», разработанному «Консультант Плюс».
Наконец, консалтинговой группой WiseAdvice был разработан продукт «
Юрайт – управление юридическим подразделением».
Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, появляется широкий выбор из многочисленных программ и ИТ-решений. Во-вторых, очевидно сосуществование
двух концепций создания и развития юридического софта, которые актуальны и для всего рынка ПО в целом. Первая концепция – использование «облачных» технологий, когда не требуется установка и поддержка на своих компьютерах программного обеспечения, все взаимодействие переносится в интернет. Второй – традиционное использование софта внутри компании с его установкой, настройкой и поддержкой. О плюсах и минусах обеих концепций можно рассуждать долго, однако отметим, что с одной стороны для юрисконсульта, человека весьма мобильного, крайне важно иметь быстрый доступ к правовым базам и информационным системам через интернет из любого места (суд, командировка). В то же время, встает вопрос конфиденциальности и защищенности информации ограниченного доступа, если она обрабатывается такими системами.
Отдельным обоснованным запросом со стороны как юристов, так и сотрудников служб безопасности любой компании в настоящее время является автоматизация проверки контрагентов. Хотя налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика, многочисленные арбитражные решения подтверждают факт, что налогоплательщики должны проявлять разумную осмотрительность при выборе контрагента, которую следует документально подтверждать. Важно знать (рассмотрим только сведения из официальных источников):
- до заключения договора: не является ли контрагент фирмой-однодневкой, каков размер его балансовых активов, в каких судебных процессах участвует, не скрывается ли он от исполнения судебных актов.
- после заключения договора: не инициировано ли банкротство в отношении контрагента, не изменился ли у него руководитель на «номинала», а также, не началась ли реорганизация или ликвидация, о которой контрагент по тем или иным причинам решил нам не сообщать.
В связи с этим сейчас как нельзя актуальны сервисы для проверки и мониторинга контрагентов, причем как «облачные» решения: Сaselook, Контур-Фокус, СПАРК, когда проверить контрагента можно через интернет, так и специальные «desktop»-приложения типа ЛИК Контрагент.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день имеются все предпосылки для того, чтобы рынок специализированных программных продуктов, информационных сервисов и удобных инструментов продолжил развиваться. Каким будет этот рынок через несколько лет, сейчас не берется предугадать никто, но очевидно, что современная
программа для юристов должна обеспечивать комплексную автоматизацию всех участков его работы, при этом существовать на стыке «облачных» интернет-технологий, традиционного (инсталлируемого) софта и экспертно-правовых систем.