Число пользователей мессенджеров приближается к половине населения земного шара (ок. 3 млрд. чел). Именно в этом канале в 2020-е годы человек будет в основном воспринимать и запрашивать информацию. Неудивительно, что юридические чат-боты, живущие в смартфонах и мессенджерах, из дорогой игрушки превращаются в доступный резерв производительности и роста. Вот лишь некоторые технологии, которые помогут любой юридической компании или юрдепу сделать своего «бота Юрия».
Наиболее простой и экономичный способ - создание Телеграмм-бота. Одним из наиболее удачных чат-ботов для автоматизации судебной работы можно считать проект
http://www.info-court.ru/, который вовремя сообщит своим пользователям о задержках в арбитражных заседаниях, а также о появлении нового документа по вашему делу либо о новом деле по вашему контрагенту или компании.
Следующий вариант – собрать бота на готовом конструкторе, например,
https://form.one/. Этот способ тоже хорош для быстрого запуска, когда первую версию бота хочется запустить буквально за 1 день.
Кроме собственно судебной практики, бот может сильно тиражировать сервис «скорой юридической помощи», оказываемой сотрудникам-неюристам. Когда они сталкиваются с какой-то проблемой, типа претензии потребителя к магазину, а на календаре 3 января, штатный юрист – слабый помощник. Отличный кейс в этом направлении демонстрирует компания Индитекс
https://www.youtube.com/watch?v=WeztIRDa65Y&t=941s.
Чем больше компания, тем сложнее внедрить бота для консультаций внутреннего заказчика. Причина не только в повышенных требованиях к информационной безопасности, но и в сложившейся годами практике взаимодействия с юротделом: телефон, совещания, электронная почта, «подойти и спросить», которую сложно изменить. Не всегда заказчик готов поменять юриста «Машу» или «Петю», отвечающему может и с задержкой, но с которыми найден общий язык, на виртуального помощника, задающего множество формальных уточняющих вопросов.
Вообще следует для себя понять, что боты могут помогать юристам не только в производстве и консалтинге, но и в маркетинге и продажах. Представляется, что в юрфирмах бот может консультировать приходящих на сайт посетителей по несложным вопросам, собирая контакты (лиды), а после оказания услуг проводить несложную оценку удовлетворенности, попросив прислать оценку «от 1 до 5».
В целом, какую бы технологию вы не выбрали, изначально нужно определиться с целями, контрольным точками замера результативности и сроком эксперимента. На наш взгляд, в силу высокой скорости создания бота, от 2 недель до 1 месяца может уйти на его создание, столько же на отладку и тестирование. И уже через месяц бот должен давать результат. Однако не бойтесь пробовать ботов в небольших пилотных проектах, где цена ошибки не высока.